_____VoIP-телефония____________________________

Немного теории

Теория и практика SIP-телефонии Сергей Мельник
По вопросу технологического описания SIP-телефонии существует достаточно много публикаций, и особенно дотошные читатели всегда могут ознакомиться с первоисточником – спецификацией IETF RFC 3261, поскольку, как и все документы IETF, она находится в свободном бесплатном доступе на сайте www.ietf.org. Протокол SIP (Session Initiation Protocol) возник в качестве открытого стандарта для передачи речи и видео по сети передачи данных, как альтернатива закрытым стандартам типа Skype или Google и «классическим» международным стандартам в области телекоммуникаций ITU-T H.323, H.247, H248. В чем же принципиальное различие этих трех основных подходов, которые используются сегодня для пакетной передачи речи и других приложений?

Три основных подхода к организации пакетной телефонии
Начнем с «классики». Международный союз электросвязи в рамках разработки стандартов для IP-телефонии взял за основу идею конвертации широко распространенной на сетях телефонной связи с коммутацией каналов сигнализации ОКС № 7 (SS7) в управляющую информацию для маршрутизации пакетов передачи речи по сети данных. Преимуществом такого подхода является сравнительно более легкое сопряжение новых пакетных сетей с использованием телефонии и традиционных телефонных сетей общего пользования. Недостаток состоит в том, что, отталкиваясь от сигнализации сети с коммутацией каналов, где каждому виду нагрузки полагается свой непересекающийся с другими ресурс, эта технология не в полной мере использует гибкость и многофункциональность сети с коммутацией пакетов.
Неслучайно «в пику» классической IP-телефонии практически сразу возник внутренний стандарт Skype, который легко интегрирует возможности как телефонии, так и дополнительных услуг – все зависит исключительно от доступной полосы пропускания. Именно эта технология наносит самый больший урон традиционным операторским компаниям, отбирая абонентов наиболее прибыльного сегмента телефонного рынка – междугородные и международные звонки. Складывается парадоксальная ситуация – операторские компании теряют прибыль от междугородного и международного трафика, и стараются восполнить этот пробел за счет внедрения новых услуг на основе широкополосного доступа. И чем больше возможностей по пропускной способности и качеству предлагаемого широкополосного подключения абонентов, тем лучше работают у них сервисы Skype. В результате в одном месте прибывает, а в другом – убывает. Наблюдая за успехом Skype на телекоммуникационном рынке, другие интернет-гиганты, такие как Google, решили попробовать свои силы – и небезуспешно.
Конкуренция с технологиями типа Skype со стороны классических операторских компаний по ценам невозможна. Остается только искать узкие места этой технологии и пользоваться большими возможностями, которые имеются у операторов связи. Сила и одновременно слабость операторов в том, что у них имеются сети связи. Сильной стороной является возможность делать любые настройки и устанавливать свои правила игры (не противоречащие законодательству в этой сфере), слабой – необходимость тратить большие деньги на содержание сетей связи и соответствующий технический персонал, следовательно, проблемы при снижении себестоимости услуг.
SIP-телефония является тем самым «несимметричным» ответом экспансии Skype-образных приложений. Начать нужно с того, что протокол SIP – это разработка IETF, т. е. организации, которая выпускает спецификации IP-протокола – самого востребованного на сегодняшний день носителя в сетях данных. Поэтому SIP – «чисто пакетная» технология. Как и конкуренты закрытых стандартов (Skype), SIP – универсальный протокол для поддержки разных сервисов на основе речи и видео. Причем сигнализация видеосессии мало чем отличается от телефонной. Это позволяет, в частности, упростить оказание услуг видеотелефонии, а также обеспечить эффективную поддержку серверов для конференций (телефонных и видео).

Сегодня IP-коммуникации оказывают все большее влияние на развитие фиксированной и мобильной связи, магистральных сетей и сетей доступа. IP-технологии все шире используются для обеспечения работы предприятий различных направлений деятельности. По мере развития технологий возникают и новые интегрированные сервисы, а также новые экономические модели деятельности операторов и провайдеров.
Происходящие изменения ставят перед участниками рынка вопросы, к решению которых должны быть привлечены все заинтересованные стороны. Цель подобных мероприятий – предоставление площадки для дискуссий и формирования предложений.
Первый день работы конференции был посвящен обсуждению вопросов IP-телефонии – технологиям и оборудованию, корпоративным сетям на базе IP, обеспечению безопасности и качества IP-коммуникаций, построению IP-контакт-центров.
Сегодня технология VoIP превращается в основной инструмент бизнес-коммуникаций. Важное преимущество корпоративных систем IP-телефонии – передача голосового трафика по той же инфраструктуре, которою используют бизнес-приложения. Это дает возможность тесно интегрировать коммуникационные и ИТ-приложения и тем самым значительно повысить удобство и эффективность работы сотрудников. Использование IP-технологий и внедрение унифицированных коммуникаций особенно актуальны для компаний, имеющих территориально распределенную структуру, там, где требуется обеспечить мобильность сотрудников и реализовать принцип «всегда на связи».
Минувший год ознаменовался также стремительным развитием абонентской IP-телефонии и ростом популярности интернет-сервисов. Все более актуальным становится вопрос об оптимальных бизнес-моделях деятельности операторов и сервис-провайдеров. Модели бизнеса таких компаний, как Яndex, Google или Skype, отличаются от традиционных телекоммуникационных бизнес-моделей – большое количество абонентов позволяет этим компаниям предлагать бесплатные сервисы, получая доход от рекламы.
Вместе с революционными изменениями в технологиях связи, сдвигом инфокоммуникационной парадигмы с позиций традиционной телефонии и движением к конвергенции сетей трех основных типов – телефонных сетей общего пользования, сетей подвижной связи и пакетных IP-сетей, возникает целый ряд инженерных проблем. На конференции рассматривались концептуальные и практические вопросы построения сетей NGN, их особенности и свойства.
Во второй день анализировались проблемы конвергенции сетей связи, в первую очередь – фиксированных и мобильных (Fixed-Mobile Convergence, FMC), а также предоставления корпоративным и частным пользователям новых телекоммуникационных услуг.
Много внимания было уделено целям перехода на архитектуру IMS (IP Multimedia Subsystem) как основу для построения сетей следующего поколения, а также услугам на базе протокола SIP. Принципы, заложенные в IMS-архитектуру, призваны обеспечить конвергенцию услуг, сделав их независимыми от сетей доступа. При этом упрощаются процессы интеграции новых приложений и открываются перспективы перехода к новым бизнес-моделям работы на телекоммуникационном рынке.
В представленных докладах рассматривались различные взгляды на построение конвергентных сетей, схемы взаимодействия сетей и услуг в рамках такой модели, приводились примеры эволюционного развития операторских сетей.
Последний день работы конференции был посвящен IP-телевидению. По словам генерального директора компании CompTek Андрея Бряндинского, сервисы IPTV – одни из ключевых в новом «конвергентном мире». Это и вещание телевизионных каналов, и услуга «видео по требованию» (VoD), и персонифицированная реклама, и многое другое. Они позволят операторам привлечь новые слои пользователей и поднять показатель среднего дохода от абонента.
Проблема внедрения и развития рынка IPTV имеет две стороны: одна – сетевая архитектура и оборудование, другая – выбор правильной стратегии оператора при предоставлении сервисов конечным потребителям. Соответственно, вопросы IPTV обсуждались в двух потоках – «IPTV как технология» и «IPTV как практика».
Технологические презентации освещали вопросы построения мультисервисных сетей, способных поддерживать услуги Triple Play, архитектурные решения, в которых реализованы принципы гибкости и масштабируемости. Рассматривались вопросы измерения параметров качества внедряемых сетей IPTV на всех стадиях проекта. Были представлены варианты абонентских устройств – телевизионных приставок STB (Set Top Box).
Однако, несмотря на множество технологических решений, на пути развития IP-телевидения стоят серьезные проблемы. Связаны они с отсутствием четкого понимания контентной политики, бизнес-моделей IPTV. Многие операторы не ощущают уверенности в правильности своих действий, принимая решение о внедрении IPTV. Подобные проекты расцениваются операторами как достаточно рискованные: они характеризуются высокой степенью неопределенности с точки зрения будущего спроса на услуги и финансового результата. Докладчики отмечали, что проекты, связанные с внедрением услуг типа «видео по требованию», довольно дорогостоящие, и здесь не следует рассчитывать на быстрый возврат инвестиций. Более того, реализация новой услуги может обернуться для оператора значительными финансовыми потерями и массовым оттоком пользователей, если сервис не будет достаточно качественным, а предлагаемый контент – интересным для абонентов. Для успеха проекта IPTV недостаточно просто перенести ТВ-вещание в IP-сеть; для этого необходимо предложить пользователям принципиально новые интерактивные услуги, базирующиеся на возможностях IP-технологий. Продуманная контентная стратегия позволит оператору сократить инвестиционные риски при внедрении услуг на основе IPTV.

Специалисты считают, что в развитии IP-телефонии скоро наступит новый период: кабельные компании будут вкладывать огромные средства в исследования и разработку оборудования для беспроводного VoIP (wVoIP). Предоставление услуг мобильной IP-телефонии, считает издание Wi-Fi planet, станет естественным продолжением нынешней политики агрессивного развития VoIP-обслуживания и расширения клиентской базы.

Появление собственных беспроводных услуг по передаче голосового трафика позволит кабельным компаниям привлечь новых клиентов за счет более дешевой, чем у сотовых операторов, связи. Но здесь важно не упустить момент, поскольку рынок IP-телефонии в скором будущем будет переполнен предложениями, а решения wVoIP уже интенсивно внедряются на крупных предприятиях. Исследователи из In-Stat/MDR предсказывают, что к 2009 г. количество пользователей, использующих одновременно сотовую связь и wVoIP, составит 256 млн человек.
Исследовательская компания ABI Research выпустила отчет, в котором описала современное положение дел на рынке беспроводной IP-телефонии. В отчете утверждается, что в настоящее время наблюдается процесс распределения узких специализаций в области Wi-Fi-технологий, и уже появились отдельные компании, позиционирующие себя как операторы IP-телефонии через WLAN (VoWLAN).
Если ранее VoWLAN была востребована в основном в отраслях здравоохранения и разнообразного промышленного производства, то теперь, особенно в свете перспектив интеграции с технологиями сотовой связи, начинается интенсивное проникновение этого вида связи во все сферы крупного корпоративного бизнеса. Рынок сотовой связи, говорится в отчете, настолько обширен, что даже незначительное внедрение беспроводной IP-телефонии в эту область породит лавинообразный рост, как на универсальные телефонные трубки, так и на оборудование беспроводного доступа вообще.
Соответственно неизбежно и развитие небольших по размерам экономичных беспроводных устройств, а также элементов питания, способных обеспечить питанием две разные системы связи.
Своеобразная «гонка вооружений» уже началась. Такие компании, как Broadcom, Atheros, Texas Instruments и Philips, уже имеют собственные мощные наработки технологий и жесткая конкуренция между ними практически неизбежна, что должно оказать положительное влияние на качество и технические возможности продукции.

 

 

Skype отличается от других VoIP-систем по нескольким основным факторам:
Skype весьма популярен. В течение первой недели работы в августе 2003-го года более чем 60 тыс. людей скачали себе Skype-клиента. На сегодня Skype доступен для следующих операционных систем: MS Windows, MacOS, PocketPC и Linux. В октябре 2004 создатели Skype-а заявили, что их программой пользуются уже более миллиона людей...

Передача голоса по IP-протоколу и безопасность программы SkypeВ связи с увеличением темпов использования высокоскоростного доступа к сети Интернет, все большее количество компаний и частных пользователей начинают использовать итернет как средство для осуществления телефонных звонков. Данная...

IP-телефония и ее перспективы. Значительная часть пользователей уже не пугается термина VoIP, подразумевающего технологию, с помощью которой можно осуществлять голосовые звонки, пропуская трафик по каналам сети Интернет. Развитие таких сервисов в России началось 3-4 года назад с многочисленных провайдеров "карточной телефонии" (когда для звонка по VoIP необходимо было приобретать пластиковую карту и осуществлять вызов на телефонный пул компании-оператора), а в настоящий момент превратилось во вполне значимую часть телекоммуникационного рынка. Причем определенную долю этих сервисов используют совсем не крупные компании, а частные клиенты...

Связь через IP-сети: будущее Интернет-телефонии.По прогнозу аналитического агентства Strategy Analytics, в 2010 году доходы от VoIP-сервисов во всем мире достигнут €12 млрд. (на начало 2007 года — вполовину меньше), а сотни тысяч компаний полностью откажутся от стационарных офисных терминалов и будут пользоваться решениями, передающими информацию по IP-сети. При этом развитым функционалом подобных систем уже сейчас могут воспользоваться даже совсем небольшие компании. Именно поэтому нет ничего удивительного в том, что, согласно данным Infonetics Research, 37 % предприятий малого...

 

 

Главная | Прайс-лист | Немного теории | Наши контакты | ©2009 rissgroup
Hosted by uCoz