_____VoIP-телефония____________________________

USB-телефония.

USB-телефония

Автор Вячеслав Ансимов
Опубликовано в журнале "Стандарт" №4, 2006

Популярность программы Skype с ее 300 миллионами пользователей во всем мире сделала интернет-телефонию не только социальным явлением, но и весьма разносторонним бизнесом. Одним из новых, быстро набирающих обороты направлений стало производство всевозможных VoIP-устройств для обычных пользователей. Продажа Skype-аксессуаров шагнула и на зыбкую российскую почву. Пример одного из отечественных пионеров нового рынка демонстрирует не только удачный выбор сегмента, но и вскрывает всевозможные подводные камни.

Первопроходцем "Skype-железа" в России стала компания ЗАО "УМД Проект. Средства Радиосвязи" - российский производитель и дистрибьютор антенн и аксессуаров для радиосвязи. Более 12 лет компания поставляет на отечественный рынок антенны любых диапазонов, измерительную технику, источники питания, микрофоны, динамики, разъемы и другие аксессуары.
Хотя компания является в своей области одним из ведущих поставщиков, к настоящему времени все отчетливей вырисовывалась необходимость освоения новых видов товаров. Это связано, главным образом, с тем, что классическая радиосвязь становится все менее востребованной из-за развития сотовой телефонии.

Зачем нужны выставки

"В наиболее близкой к нам сфере беспроводных сетей конкуренция сейчас очень высока, - рассказывает генеральный директор "УМД Проект" Михаил Усов. - Пробиться на этот рынок было бы довольно сложно. Мы решили посетить наиболее известные выставки, чтобы оценить тенденции и найти что-нибудь новое и интересное для дальнейшего развития нашего бизнеса".
Первыми такими выставками стали Taitronics 2005 в Тайбее и Elestronics Show 2005 в Гонконге. Там, прежде всего, бросилась в глаза огромная популярность Skype. Появилось много производителей различных аксессуаров для Skype, которые делают его более удобным и привычным. В первую очередь, речь идет о достаточно простых VoIP-телефонах, подключаемых к USB, а также всевозможных адаптерах, позволяющих подключать к компьютеру обычный или сотовый телефон. Стало очевидным, что бизнес по продаже этих аксессуаров может быть вполне успешным и перспективным.

У руководителей российской фирмы была возможность убедиться в причинах этой популярности. Широкое распространение бесплатного доступа в Интернет (Wi-Fi-зоны и компьютеризированные зоны отдыха для посетителей выставки, бесплатный Интернет в гостинице и т. д.) позволяет, используя Skype, общаться с родными и друзьями и "держать руку на пульсе событий в офисе".

Михаил Усов рассказал, что последующее посещение выставки CeBIT-2006 в Германии только подкрепило их впечатления, полученные в Азии. В Ганновере VoIP был посвящен целый павильон, много производителей было и в других разделах выставки. Замечательным является также и то, что оборудование может работать не только со Skype, но и с другими аналогичными программами, и особенно, поддерживающими протокол SIP, который получает все большее распространение.
Междугородные трубки

Итак, Skype представлялся привлекательным следующими моментами:
- своей популярностью;
- бесплатным программным обеспечением;
- качеством голосовой связи;
- работой с динамическими IP, с Firewall, с сетевыми экранами и т. д.;
- различными сервисными возможностями (голосовая и видеосвязь, многопользовательская конференция, многопользовательский чат, передача файлов, SkypeIN, SkypeOUT);
- большим количеством производителей аксессуаров;
- наличием различных программных утилит для Skype от других разработчиков.

Тем не менее поставка Skype-аксессуаров на российский рынок была связана с определенным риском. Широкополосный Интернет в стране пока не стал нормой, а об интернет-телефонии знают очень мало. Проблемы в продвижении платных сервисов Skype сулили и новые российские законы. Понимая, что на продвижение и популяризацию продукции придется потратить немало усилий, в УМД все же решили открыть новое направление.
К декабрю 2005-го на российском рынке VoIP-аксессуаров были в основном небольшие поставщики, работающие "кустарно".

Крупным конкурентом представлялся "Связькомплект", но он, главным образом, специализировался на гарнитурах Plantonics, а из телефонов предлагал лишь одну модель. Правда, эта модель уже была достаточно раскручена и присутствовала в прайсах очень многих торговых компаний, и особенно, в интернет-магазинах.
Начав поставки "легкого" VoIP-оборудования, компания УМД столкнулась еще с одной проблемой - косностью и инертностью торгующих организаций, сомневающихся в перспективах нового направления. "Производители требуют закупать продукцию тысячами штук, - рассказывает Михаил Усов. - Поскольку УМД - оптовое предприятие, мы сильно зависим от своих дилеров, которые во многих случаях оказались не готовы воспринять новое для отечественного рынка предложение. Поэтому для VoIP-аксессуаров нам приходится формировать новую дилерскую сеть".
Позиция некоторых сетей компьютерных магазинов, которые отказывались брать VoIP-оборудование даже на реализацию, вызывала настоящее недоумение. Вот, например, один из их ответов: "Сегодня на планерке обсудили возможность продажи вашего оборудования. Пришли к выводу, что не интересно. Все, кто пользуется Skype, привыкли к микрофону с колонками или к гарнитуре. Дешевле. Так что закупать его пока не будем".

Подобная позиция, на первый взгляд кажется небезосновательной. Действительно, зачем покупать специальный телефон за $100-180, если клавиатура у компьютера уже есть и нужны лишь наушники с микрофоном. В том, что это лишь распространенное заблуждение, нам в редакции "Стандарта" довелось убедиться на своем опыте.
Начать можно с того, что фирменная гарнитура среднего класса стоит не меньше USB-телефона. Во-вторых, чтобы принимать звонки, не требуется переключаться между приложениями. Вообще все управление программой можно осуществлять с данного терминала, в том числе и контролировать индикацию по встроенному дисплею. Фактически вы просто получаете еще один телефон на рабочем месте с той лишь разницей, что звонки по нему значительно дешевле. Если в разнесенных по разным городам и странам офисах вашей фирмы установлены такие телефоны, связь для вашей организации становится вовсе бесплатной. К этому можно добавить такие бонусы, как возможность организации конференций и даже телеконференций при наличии веб-камеры. Все это, а также превосходное качество связи при широкополосном соединении производит сильное впечатление.

Справедливости ради следует отметить, что наши испытания на обычном модемном подключении также показали вполне приличные результаты. Фразы хоть и идут с некоторой задержкой, но голос собеседника вполне узнаваемый, что было недоступно для существовавших ранее программ интернет-телефонии.
В офисном варианте адаптеры B2K и B3G позволяют подключить Skype к мини-АТС, что позволяет использовать корпоративное имя Skype. Так, например, на сайте www.umd.ru указано в контактах корпоративное Skype-имя, и клиенты компании могут из любого города связаться с фирмой по Skype бесплатно. Им ответит секретарь и соединит с нужным сотрудником. Также и сотрудники могут использовать этот канал для своих исходящих вызовов по Skype. Проблема лишь в том, что для использования Skype необходим компьютер, и стандартно на один компьютер можно установить лишь один Skype-клиент. Впрочем, обычно для организации не проблема выделить старенький Pentium 400 МГц для бесплатного телефона, вместо того чтобы выбрасывать его на помойку. УМД обещает в ближайшее время (к выставке "Связь-Экспоком-2006") включить в ассортимент новое оборудование и программное обеспечение, которое позволяет установить на один компьютер от двух до четырех Skype-клиентов. В этом случае требование к компьютеру, конечно, будет уже совсем другое.
"Когда мы только начинали данное направление в декабре 2005 года, мы просто подарили основным своим дилерам по USB-трубке, чтоб они могли звонить нам по Skype, ну и заодно прочувствовали бы "вещицу", захотели торговать этим оборудованием, - рассказывает гендиректор УМД. - В основном наши надежды оправдались, а один дилер даже пошел дальше, он купил у нас USB-трубку и подарил другому своему поставщику, чтоб удобнее и выгоднее было общаться". В принципе, использование Skype позволяет значительно быстрее решать проблемы, отрабатывать запросы от клиентов и т. д., в то время как раньше из-за экономии все вопросы в основном решались по e-mail.

"Пока люди пользуются только наушниками и микрофонами, Skype останется уделом фанов, а в массы он пойдет только с USB-телефонами и адаптерами, - отмечает Михаил Усов. - Это показывает и рост наших продаж. Кроме того, это оборудование поддерживает и другие протоколы и программы интернет-телефонии, например SIP-протокол (см. российский сервис SIPnet.ru). Почему бы магазинам было просто не попробовать? Неужели всякие USB-пепельницы и тому подобное, что лежит у них на витринах, более интересны?"

Таким образом, аксессуары к Skype (и аналогичным программам) делают его не просто модной игрушкой, позволяющей бесплатно общаться с друзьями и родственниками по всему миру. Основная часть целевой аудитории - это, прежде всего, корпоративные пользователи, имеющие удаленные офисы, филиалы, дилерские сети постоянных поставщиков, покупателей и прочих партнеров. Далее идут много путешествующие бизнесмены и просто отдыхающие, которым достаточно зайти, например, с USB-телефоном типа P1M (c предустановленной программой Skype и драйвером) в интернет-кафе и позвонить домой или в офис.
Подпольные сервисы

Как уже отмечалось, в Skype имеются платные сервисы "приземления" звонков на обычные телефоны - SkypeOUT и приема входящих звонков на виртуальный номер (SkypeIn). По новым российским законам на подобную деятельность требуется лицензия, поэтому данные сервисы в России испытывают сложности продвижения. Сложности, собственно, испытывают отечественные пользователи, поскольку самим создателям Skype, сидящим в Люксембурге, Лондоне и Таллине, Россия на фоне 200 других стран и 60 млн пользователей особой погоды не делает. Заморачиваться приземлением звонков на российской земле штаб-квартира Skype особо не стремится, это делается через сторонних операторов в полулегальном режиме.

С другой стороны, Россвязьнадзору тоже не просто прищучить иностранную компанию за полулегальную деятельность на своей территории. Кстати, по похожим причинам Китай у себя просто запретил использование Skype на два года.

В то же время в России имеются свои сети интернет-телефонии - SIPnet, Externet Plus и другие, имеющие выходы в телефонные сети общего пользования. Понятно, что их территориальный охват по приземлению звонков на бескрайних просторах России значительно шире. Однако по части платных услуг дальней связи проблемы с законодательством все же остаются.
В этом смысле достаточно удобной представляется позиция сервисов, базирующихся за границей, но ориентированных на Россию. В январе этого года такой сервис появился на родине Skype в Таллине (там сидят программисты Skype). Речь идет о компании Taksofon с программой, похожей на Skype по функциональности и простоте, но полностью русифицированной и с некоторыми весьма полезными возможностями, например, встроенным диктофоном. За три месяца после запуска эстонский сервис без какой-либо рекламы набрал более 10 тысяч пользователей. Удобство позиции Taksofon в том, что он сам по себе неуязвим для российского законодательства и в то же время, в отличие от Skype, ориентирован на российских пользователей.
Все упомянутые сети интернет-телефонии совместимы с оборудованием, предлагаемым "УМД Проект". Более того, компания Tario (SIPnet) протестировала и рекомендовала для своей сети устройства, предоставленные УМД. Общероссийская IP-сеть Tario является самой крупной в стране и имеет более 130 узлов связи в 90 городах России и за рубежом. На индивидуальные номера SIP ID абонентов SIPnet можно бесплатно позвонить из более чем 70 городов России, СНГ и мира. Платными являются исходящие звонки во внешние телефонные линии (звонки на обычные телефоны в Москве и Петербурге остаются бесплатными). При этом задействуются телефонные шлюзы оператора.

По сравнению со Skype, установка и подключение к SIPnet выглядит несколько сложнее. Но при этом российский сервис имеет ряд продвинутых функций, например, абонент может самостоятельно управлять маршрутизацией своих звонков по критериям цена - качество. Кроме того, абонентам SIPnet предоставлена возможность организовать собственные телефонные IP-сети.

 

 

 

 

 

Главная | Прайс-лист | Немного теории | Наши контакты | ©2009 rissgroup
Hosted by uCoz